Но таковых уже не было, а то, что осталось, подлежало уничтожению. Если поверить этим потемкинским декорациям и предположить, что древний город решат посетить туристы, и захотят ознакомиться с историческими памятниками, к которым их предки имели непосредственное отношение, то такая встреча может закончиться международным конфузом и отразится на авторитете страны.
Что же вероятным гостям могут предложить наши городские и районные власти? Кроме архитектурного фонтана-урода, да остатков крепостного фундамента, вывезенного на свалку – ровным счетом, ничего. Нечто подобное случилось в отношении наших земляков – евреев из Израиля, поэтому, если что и повторится, то это будет не трагедия, а фарс.
Дело в том, что не за горами большая юбилейная дата – 200-летие освобождения Бессарабии от турецкого ига, и такие страны, как Россия, Молдова и Румыния, вероятно, будут отмечать это событие как национальный праздник, посещать места массовых захоронений своих солдат, погибших под стенами нашего города, проводить по ним поминальные панихиды.
По православным обрядам, подвиги воинов-освободителей, отдавших свои жизни на поле брани, не могут быть забыты ни ныне, ни присно, ни во веки веков. В свое время по ним звонили колокола крепостной церкви Успения Божьей Матери, читались поминальные молитвы настоятелями этого храма. Воинствующие партийные мракобесы отдали на поругание святыню, сожгли ее утварь, оставив звонницу без купола и креста. В настоящее время она некоторым руководителям стала мешать, и ее сохранность стоит под вопросом.
Без сомнения, тайное станет явным. Но ответ на это следует искать сейчас. Пророк Экклезиаст в 3 главе своей книги утверждает: «Время разрушать и время строить…Время разбрасывать камни и время собирать камни». И чтобы не повторилось прошлое варварство, следует прислушаться к пророчеству.
Первым шагом в этом направлении местными властями должна быть составлена программа возрождения исторического обличия нашего города. В соответствии со ст.3 Закона Украины «О защите культурного наследия» надо создать орган охраны культурного наследия местного самоуправления, полномочия которого предусмотрены п.6 ст.3 этого Закона. Решение этого органа в пределах его полномочий являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами.

Следующий шаг - обозначение границ исторических ареалов города в натуре и ограничение хозяйственной деятельности на их территории. После официального утверждения этих мер должно последовать решение: какие памятники отнести к культурному и историческому наследию и укрепить на них охранные доски установленного образца. Орган местного самоуправления, получивший в свое управление охранные земли с памятниками на них, должен создать здесь музей под открытым небом «Килийская крепость» и в обязательном порядке произвести консервацию остатков церкви Успения Божьей Матери.
Давно назрел вопрос о восстановлении статуса церкви Святого Николая, как памятника истории и духовной культуры. Следует разыскать остатки ее мраморных плит, в том числе и их обломки, чтобы установить их в помещении храма, как его неотъемлемую часть. Также необходимо возвратить историческую ограду этой церкви с территорий прокуратуры и саночистки, установив ее на законное место. Перечисленные меры провести открыто и гласно, а если будут препятствия – через местный референдум.

Возрождение духовности и культуры древнего города – не временная кампания, а сбалансированная политика правительства Украины. В Программе деятельности Кабмина Украины «Последовательность. Эффективность, Ответственность» есть и такое задание: «…здійснення комплексу заходів щодо збереження пам’яток історико-архітектурної спадщини, унікальних містобудівних комплексів історичних міст, у тому числі унікальних пам’яток, включених до списку всесвітньої спадщини ЮНЕСКО”.
Документ одобрен Верховным Советом Украины, вступил в законную силу.
Н.ДИЧЕВ,
культурно-просветительное общество
«Возрождение Придунайского края»

Хостинг от uCoz