КАНАЛ ДУНАЙ – МОРЕ

Часть 4. Морской Дунай

Устьевая часть рукава Быстрого и прибрежная однокилометровая часть взморья располагаются в зоне строгой заповедности Дунайского биосферного заповедника, в которой в законодательном порядке запрещено всякое строительство - и этот фактор оказался «неожиданным» для разработчиков проекта «Канал по Быстрому». Между экологами и проектантами возникает конфликтная ситуация: Академия наук Украины, в ведении которой находится Дунайский заповедник, заняла оправданно принципиальную позицию против строительства судоходного канала в заповедном ядре биосферного заповедника. А Министерство транспорта Украины, поддерживая заказчика и разработчика проекта – Украинское Дунайское пароходство и ГП «Дельта - Лоцман», готовит проект Указа Президента об изменении границ Дунайского биосферного заповедника с целью вывода гирла Быстрое из зоны строгой заповедности.
Но в пылу этой полемики (заповедная или не заповедная зона) разработчиками данного проекта упускаются (сознательно или нет) более важные антитезы.
1). Предлагаемый вариант «Канал по Быстрому» является по сути проектом создания временной прорези на баре рукава Быстрый, а не полноценным каналом, потому что без строительства защитных параллельных дамб в устье рукава, исходя из опыта каналов Сулина (в первоначальном виде), Полуночный, Потапово, Прорва, вариант «канал по Быстрому» обречен в ближайшие 5-7 лет на повторение печальной судьбы указанных каналов. Объемы дноуглублений будут расти, возникнет необходимость в строительстве параллельных дамб, что значительно удорожит канал, придется принимать решение о его закрытии. И причина такой печальной, но вполне достоверной перспективы варианта «канал по Быстрому» одна - все реализованные в дельте Дуная проекты морских каналов - румынских, российских, советских, создавались на минимальные начальные капитальные затраты на строительство и прогрессирующие .расходы на эксплуатацию из-за возрастания съемов ремонтных черпаний по поддержанию проектных глубин.
Во-вторых, разработчики проекта «канал по Быстрому» в разделе ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) оценивают возможный ущерб, наносимый природе дельты, прежде всего посредством дноуглубительных работ. Объем этих работ огромный - только разово предстоит изъять и утилизовать (где?) более 7 млн. кубометров илисто- песчаного грунта. Ничего не говорится о дальнейших эксплуатационных черпаниях, а они будут вестись постоянно, и, исходя из опыта Сулинского и Прорвинского каналов, по нарастающей.
Далее - интенсивное судоходство по каналу Быстрый (планируются до 3600 судопроходов в год) наложит полный запрет на промысловый лов рыбы, прежде всего, дунайской сельди и осетровых на взморье, в русле Быстрого, части Старостамбульского и Килийского рукавов.
Из эксплуатации будут выведены до десяти важных рыбопромысловых тонь (участков) – уловы дунайской сельди снизятся не меньше чем на 40%,что отрицательно скажется на местном бюджете и социально-экономической обстановке в Вилково.
Таким образом, вариант «канал по Быстрому» при своих главных достоинствах - экономичности и быстроте выполнения, оставляет больше вопросов, чем ответов. И его реализация может оказаться пирровой победой.
В. Прокопенко
20-й км Дуная
газета «Дунайская заря» от 11.12.2001

Хостинг от uCoz